Четверг, 21.09.2017, 08:22Приветствую Вас Гость | RSS
"Школа Неба"
Меню сайта
Категории разделов
Библейский сюжет [22]
Обращение великих художников и писателей к Библии никогда не заканчивалось только иллюстрацией того или иного сюжета Вечной Книги. Оно всегда предполагало личное осмысление. Художник выбирал библейскую историю, чтобы рассказать о себе, о своем времени, чтобы глубже постичь смысл происходящего. В программе «Библейский сюжет» делается попытка по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей.
Субботняя Школа [79]
Еженедельная программа на русском языке, посвящена изучению Библии.Кроме мнения богословов, зритель услышит яркие примеры и советы.
Дружболандия [3]
Дружболандия-это замечательная страна, где нет слез , болезней, а все жители радуются и помогают друг другу.
Художественные фильмы [12]
Исторические сюжеты разных эпох, обьеденены одной целью - сремлением познать и принять Бога в своей жизни.
Благотворительный акции [5]
Молодёжные лагеря [21]
Жизнь Церкви [55]
Крещения [3]
Новинки видео [31]
Новые статьи [42]
Межконфессиональные новости! [58]
Ваш профиль
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:08:22

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Исправь ошибку
Система Orphus
Архив записей
Мини-чат
Полезные кнопки
 Сайт - Генеральной Конференции АСД Доступный миссионерский диск Маранафа! Господь наш грядет!  Сайт компании - Послание Доброты телеканал ТБН Интернет-магазин 7 книг Интернет Церковь Радуга-г.Казань Христианская Телерадиокомпания «Три Ангела»
Лидеры фотоальбома
Материалы
Наш опрос
Какие молодёжные рубрики вы хотели бы увидеть на нашем сайте?! :-)
Всего ответов: 142
Первести страницу
Translate.Ru PROMT©
Гости сайта
free counters
Block title
Статистика
Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Сколько нас
Total users:
Кто был сегодня!
Гость,
Главная » 2011 » Апрель » 1 » ВЕГЕТАРИАНСТВО: здоровое питание или нездоровый фанатизм?
13:02
ВЕГЕТАРИАНСТВО: здоровое питание или нездоровый фанатизм?

В гостях: Павел Тищенко, зав.сектором гуманитарных экспертиз и
биоэтики института философии РАН; Сергей Агабеков, координатор
исторического отдела Центра защиты прав животных "Вита".






















МЕДВЕДЕВ: Добрый вечер. 20 часов 5 минут в Москве. Это программа "Археология", в студии Сергей Медведев. Мы приветствуем вас в этот холодный весенний вечер. Для начала приведу две цитаты, как делает мой коллега Александр Неклесса, у него всегда начинается и кончается цитатой его программа. Так вот, мы сегодня тоже начнем с двух цитат. Первая: "Добродетель несовместима с бифштексом". Лев Толстой. И вторая цитата: "Что такое любовь по сравнению с бифштексом?" Уильям Сомерсет Моэм, "Театр".

Как вы поняли, наверное, или кто уже видел анонсы, мы сегодня говорим о вегетарианстве. Вернее даже не столько о самом вегетарианстве, сколько о его месте в обществе, о том, как мы к нему относимся, отношение к этой теме общества. Вы знаете, может быть, если бы речь шла об этом лет 100 тому назад, да даже лет 50 тому назад, можно было бы сделать какой-то, я не знаю, культпросвет по этому поводу, сказать, что есть такая тема вегетарианства, что есть люди, отказавшиеся от мяса, что это не только в Великий пост происходит, что это некая жизненная позиция, жизненная философия. Но сейчас на дворе 2011 год, и мы, собственно, как, я думаю, большинство людей, слушающих эту программу в Москве и Московской области или через Интернет – это городские жители. Это жители, так скажем, не вписанные в какой-то патриархальный крестьянский уклад жизни, где выращивают поросенка, потом свинью на убой, где человек, так сказать, живет вот в этом постоянном цикле потребления мяса. Так что мы все достаточно продвинутые люди, и знаем, что существует такая вещь.

Тем не менее, вот эта тема, она как бы делегирована на задворки нашего сознания, потому что большинство, подавляющее большинство людей ест и собирается есть мясо. И вот это вот вегетарианство, в общем-то, правоту которого моральную очень многие, как мне кажется, признают, люди это не проецируют на себя. И вот мне интересен вот этот вот парадокс. То есть, с одной стороны, все знают, что есть такое вегетарианство, все знают, что есть некие достаточно сильные моральные аргументы за вегетарианство, но никто на себя эти моральные аргументы, эти моральные принципы примерять не собирается.

Вот этот вопрос меня интересует, и его сегодня я хочу обсудить с нашими гостями. Это Павел Тищенко, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии. Добрый вечер.

ТИЩЕНКО: Добрый вечер.

МЕДВЕДЕВ: И это Сергей Агабеков, координатор исторического отдела центра защиты прав животных "Вита". Добрый вечер, Сергей.

АГАБЕКОВ: Добрый вечер.

МЕДВЕДЕВ: Вы можете зайти на сайт finam.fm, там висит опрос "Могли бы вы отказаться от мяса?" Четыре варианта ответа: нет, человек должен есть мясо; да, но не хватает силы воли; третье – только в пост; четвертое – я вегетарианец.

Ну, чуть позже будем принимать ваши звонки, а для начала давайте поговорим об образе бифштекса, об образе мяса в нашей культуре. Ведь у нас, по сути, как я понимаю, мясная культура, образ мяса – это образ силы. Вот я еду, есть такие рекламные растяжки там всяких стейк-хаусов, на улице щиты, слово "мясо" огромными буквами набрано. И вот это такой, так сказать, мужской сильный образ мяса. Это так?

АГАБЕКОВ: Я думаю, что да.

МЕДВЕДЕВ: Это как? Это, так сказать, связано с какой-то патриархальной, с мужской культурой связано?

АГАБЕКОВ: Ну, я думаю, что здесь два аспекта присутствует. Первый аспект – это, собственно, доминирование на этой территории авраамической традиции религиозной. Второй аспект...

Сергей Агабеков, Павел Тищенко
Сергей Агабеков, Павел Тищенко

МЕДВЕДЕВ: Авраамическая здесь... Давайте поясним, это авраамические религии – христианство, иудаизм и ислам.

АГАБЕКОВ: Да. И второй... Потому что есть как бы альтернативные культуры, например, индийские, где нет этого доминирования и, видимо, мужская сила и мужское начало выражается некоторыми иными какими-то характеристиками.

Значит, второй аспект – это, возможно, сложившийся, опять-таки, традиционный уклад, связанный с климатом. Я допускаю, что исторически действительно более холодный климат, возможно, действительно христианская культура формировавшаяся. Вот эти два аспекта вместе, они дали продолжение уже, собственно, в сегодняшнее время.

МЕДВЕДЕВ: Вот этой вот мясной культуры.

АГАБЕКОВ: Да. И плюс третий аспект, извините, это, собственно, пропаганда еще – это рестораны, это определенная реклама. То есть, этот аспект, он как бы усиливает еще то, что унаследовано из прошлого.

МЕДВЕДЕВ: Ну да. Между прочим, кстати, пропаганда... Есть такая, я не знаю, пусть простят меня те, кому это, может быть, нравится, но уже много лет висит такая жутчайшая реклама Минрыболовства, по-моему, под названием "Рыба ждет". Я, в общем, не противник употребления рыбы, но настолько она уродливо сделана, эта реклама. Какие-то, так сказать, кильки, шпроты, пережаренный хек на сковородки. Вот по всей Москве расклеена эта "Рыба ждет". Так, пожалуйста, Павел Дмитриевич, ваше мнение.

ТИЩЕНКО: Я немножечко, так сказать, раньше вас родился, сразу после войны, и мои первые годы жизни были связаны с очень серьезным голодом. Я жил с родителями в Молдавии, там хлеб был эксклюзивной штукой, мяса не было. И когда мы потом вернулись в Москву с отцом, то, по большому счету, мясо в рационе появлялось раз в неделю, дай бог, в виде супа. И все. И только уже потом оно вошло как какая-то доминанта. Но из-за того, что его не было, оно было в символической форме гораздо большей важности, чем все остальное, то, что было, понимаете.

МЕДВЕДЕВ: Ну да, я думаю, не только война, но и вообще советские 70-е годы, и даже в относительно благополучной Москве все равно мясо было неким статусным продуктом. Человек, обладавший мясом, обладал ресурсом, властью.

ТИЩЕНКО: Может быть, но для меня это изначально. Поэтому отношение к мясу – это уже другая проблема.

И я хотел бы возразить по поводу, так сказать, культуры Индии. Она очень многообразна, там есть самые разные традиции: там есть те, кто едят коров, и те, кто их обожествляет. Поэтому я не думаю, что это только авраамические, так сказать, религиозные традиции сюда приплели мясоедение. Все есть везде, и в Индии тоже.

МЕДВЕДЕВ: Ну, вот раз мы уже заговорили о таких авраамических временах, о древних, давайте вот посмотрим изначально – человек он мясоед или вегетарианец? Вот как по ступеням происхождения, это у нас генетически необходимость в мясе?

АГАБЕКОВ: Ну, я не являюсь специалистом в области биологии, диетологии и, соответственно, как бы эволюции человека. С моей точки зрения – нет. Опять-таки, дилетантские утверждения, что есть определенные признаки, говорящие о том, что человек... Ну, это вообще общее место сейчас, что человек – это всеядное животное...

МЕДВЕДЕВ: Но изначально все-таки, я думаю, были предки наши вегетарианцами, которые спустились с деревьев. Они ели фрукты, ну, плоды. Плоды, ягоды, листья.

АГАБЕКОВ: Ну да, но все-таки вот на сегодняшний день, с учетом всей эволюции, я так понимаю, такой мейнстрим в биологии, что человек является всеядным животным. А что значит всеядное? Всеядное – это значит, что у него есть право выбора. То есть он может быть так, а может быть так. Соответственно, чем определяется выбор? Вот выбор – это уже социально-философская категория, то есть он уже решает, исходя из каких-то этических, мировоззренческих принципов. Но право выбора с точки зрения биологии и эволюции у него есть, природа ему предоставила это право выбора.

МЕДВЕДЕВ: Павел?

ТИЩЕНКО: Ну, я очень рад, что мы дожили до такого времени, что у нас есть право выбора – есть или не есть что-то. Действительно, я большую часть жизни прожил в том обществе, в котором проблем таких не было, нужно было что-то купить, что-то съесть, чтобы работать, чтобы дети росли и так далее. А вот когда возникает уже право выбора – мы в хорошем обществе живем, я думаю!

Сергей Агабеков
Сергей Агабеков
МЕДВЕДЕВ: Нет, ну, я думаю, это эволюция общества, собственно, к этому идет. По мере усложнения структуры общества у нас расширяется пространство выбора, в том числе относительно наших...

ТИЩЕНКО: Дай бог, дай бог. Президентов будем выбирать, может быть. И это тоже...

МЕДВЕДЕВ: Да, дай бог, чтобы наше общество усложнилось до того, чтобы нам дали выбрать, да, наших руководителей, не только бифштекс или морковку. Тоже, кстати, к вопросу... Это, может, и политическая тема, да.

ТИЩЕНКО: По-моему, это одно и то же. Потому что микросоциальные отношения, как структурируется власть выбора, они проецируются на макросоциальные отношения.

МЕДВЕДЕВ: Ну да, да.

ТИЩЕНКО: Если вот на микросоциальном уровне есть возможность для человека выбирать, как ему жить, и он может реализовать это, то, мягко говоря, зачем ему президент? Ну вот, по большому счету, просто я выбираю морковку. Я не спрашиваю, ест ли Путин морковку, ест ли Медведев морковку. Понимаете, главная проблема в том, чтобы я мог на своем уровне, вот как реальное частное лицо, есть то, что я хочу, никого не спрашивая. И тогда возникает макросоциальная совсем другая политическая система.

МЕДВЕДЕВ: Ну, вот неожиданно мы на эту тему вышли, что называется...

ТИЩЕНКО: Нет, ну а что такого?

МЕДВЕДЕВ: ...Предвыборный год. Нет, ну я думаю, что у нас как бы на микроуровне, даже и на среднем, на мезоуровне существует пространство выбора, а на макроуровне люди настолько индифферентны к политике... Собственно, мы выбираем в супермаркете, но не выбираем на политическом рынке.

ТИЩЕНКО: Я прихожу в супермаркет, меня, так сказать, не всегда оповещают о том, генетически модифицированный продукт или нет. Понимаете, так же как в политике. То есть, ну, простите ради бога...

МЕДВЕДЕВ: Да нет, нет, очень такое неожиданное ответвление. Тем более что мне кажется, и на политическом нашем большом рынке есть, так скажем, более мясной выбор и более вегетарианский. Если так...

ТИЩЕНКО: Тоже хороший момент.

МЕДВЕДЕВ: Да. Ну, все-таки, вот человек, значит, существо, наделенное правом выбора. Не будем сейчас тогда углубляться в глубины нашей эволюции, был ли человек вегетарианцем изначально или, так сказать, мясоедом. Или мясо к нему пришло в процессе эволюции. Павел Дмитриевич, у вас есть какое-то по этому поводу мнение?

ТИЩЕНКО: Я думаю, что все северные народы были мясоедами. У нас нет выбора: мы либо рыбу ели, либо, так сказать, мясо ели. Южные народы, Месопотамия, могли растить растения и быть вегетарианцами. У нас не было выбора. Поэтому, по большому счету, я считаю, знаете, это очень хороший сейчас момент, когда человеку нужно определиться. И поэтому не важно, через что определяться. Вот кто-то болельщик "Спартака", а кто-то вегетарианец. Это очень важная возможность в социуме канализации самого себя.

МЕДВЕДЕВ: Ну да, вегетарианство, выбор вегетарианства как lifestyle, как образ жизни.

Павел Тищенко
Павел Тищенко
ТИЩЕНКО: Конечно же.

МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, давайте вот сейчас послушаем то, что наши корреспонденты услышали от людей, проходящих на улице. Задали им два вопроса, и, в общем-то, таких немножко противоречивых. Ну, не противоречивых, а дополняющих друг друга. Первый вопрос: "Как вы относитесь к вегетарианцам?" А второй: "Могли бы вы отказаться от мяса?"

ОПРОС:

– Это должно быть разумное балансирование. На одних овощах не прожить.

– Я пробовала одно время. Чувствуешь себя по-другому, все равно недостаточно овощей никаких.

– Желание определенных людей. С точки зрения медицины правильно, что они отказываются от мяса.

– У каждого человека свой выбор по этому поводу, каждый выбирает свой путь. Для мужчин мясо это источник питания.

– Мясо необходимо человеку для жизни, для того, чтобы чувствовать себя настоящим и полноценным человеком.

Поделись материалом с друзьями. Добавь данную страницу в соц.закладки:


Статья взята с сайта http://finam.fm/archive-view/3876/
Официальный сайт радио "Финам FM". Радио вещает в Москве и МО на частоте 99.6 FM.

Категория: Новые статьи | Просмотров: 1097 | Добавил: adventist-co | Теги: Вегетарианская кухня, вегетарианство, адвентиская молодежь, АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ, адвентиский форум, адвентисты 7 дня | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Прямой эфир
 Прямой эфир телеканала НАДЕЖДА
Интернет магазин
Христианский магазин подарков и сувениров
Время дружить
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Библия онлайн
 Библия Онлайн-Текст+Аудио
Вопрос Пастору
 Здесь Вы можете задать вопрос пастору церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня
Что есть Истина-TV
Что есть Истина – скачать видео, все выпуски - 22 дня
Субботняя Школа
 Уроки Субботней Школы
Аудио Библиотека
Сайт - Библиотека аудио семинаров и проповедей
Молодёжный журнал
Сайт - Вестник для молодёжи. Журнал
Найти церковь
Карта протестантских церквей России
Погода
Яндекс.Погода
Рейтинг Дня
Запросы месяца
Советы для Вас
Для корректного просмотра фильмов Вам понадобится:
Adobe Flash Player


Mozilla Firefox

ЧТО ТАКОЕ RSS ? КАК ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ САЙТА?:

ПОСМОТРИ ВИДЕО РОЛИК

Статистика пользов


Зарег. на сайте

Всего:

Новых за месяц:

Новых за неделю:

Новых вчера:

Новых сегодня:

Из них

Администраторов:

Модератор форума:

Проверенных:

Обычных юзеров:

Из них

Парней:

Девушек:

Ваши комментарии